05 января, 2021

Дом Леванидова: период полураспада. Успеть спасти памятник архитектуры

Этот массивный дом в центре города давно уже привлекает внимание.

Но, в первую очередь, не своими архитектурными достоинствами (коих у него не мало), а своим аномальным состоянием.
Фасадные стены пластично разъехались в разные стороны, что видно 
невооруженным глазом. 

Это странное и отчасти пугающие явление можно наблюдать в Ростове на углу Дмитриевской улицы и Никольского переулка (с советских времен и поныне этот перекресток обозначается не столь благозвучно — Шаумяна / Халтуринский).
В народе он известен под названием падающий дом — наш ответ их Пизанской башне.
Правда, там она под присмотром государства, а у нас, кроме самих жильцов, до заваливающегося дома в центре города дела особо никому нет.

Того и гляди, здание разложится на головы прохожих и проезжих, а на голову администрации города обрушится еще один форс-мажор.

Речь идет об объекте культурного наследия «Доходный Дом Александра Леванидова», 1911 года постройки — о чем свидетельствуют его рельефные инициалы и цифры над парадным входом.
История с кирпичом
Леванидов был крупным кирпичным производителем.
Унаследовав кирпичный завод от своего дяди Ивана Степановича Леванидова, племянник Александр раскачал производство до серьезных объемов.

Александр Александрович Леванидов

Из леванидовской продукции выстроено немало зданий в Старом городе и кирпичики с клеймом [Л] различных видов написания встречаются довольно часто.

Интересно, что само здание хозяина кирпичного завода построено не из его продукции, так как Леванидов специализировался на традиционном красном кирпиче среднего формата.
Для реализации же этого модернового проекта был выбран белый силикатный кирпич — в то время новый вид строительной керамики необычного светлого тона, что, несомненно, выделяло его из общего ряда материалов для строительства и привлекало к нему особое внимание.


Надо отдать должное архитектору (имя которого нам, увы, неизвестно) — им был предложен весьма рациональный метод декора этой многоэтажки — фасадные стены с открытой кирпичной кладкой.
Уже тогда он, вероятно, понимал все преимущества такого подхода и отказался от тотального оштукатуривания такой громадины. И это логично: штукатурка — более капризный вид облицовки и требует постоянного внимания — от заделки часто возникающих трещин и откалывающихся фрагментов до периодической покраски. 

Фасад же с открытой кирпичной кладкой может стоять веками и все, что ему нужно — это не частая мойка от уличной пыли.

По-видимому, использование светлого кирпича было заложено в проект самим архитектором из эстетических соображений и хозяин, понимая все преимущества такого решения, дал добро.

Предположительно, кирпич был приобретен в соседнем с заводом Леванидова Товариществе «С.В. Попилин и Ко», специализирующемся на производстве  «селикатного» (как тогда писали) кирпича.

Что сегодня
На днях Проект 77 выпустил видео про историю здания и его текущее состояние. Добротная работа, рекомендуем к просмотру.

Из выпуска и разговора с жильцами стало понятно, что проблемы у дома начались более 20 лет назад: от пустот подземных коммуникаций на перекрестке и, вероятно, при строительстве соседней высотки грунт под фундаментом дома Леванидова стал плыть, чем и вызвал деформацию стен. 

Битье свай под еще одну новостройку по диагонали (привет строителям из КСМ-14), без сомнения, усугубило крен стен и увеличило градус недовольства жильцов и без того аварийного здания.

А заваливание уже приличное! По данным обследования 2016 года, здание имеет сверхнормативный крен, превышающий предельно допустимый более, чем в 6 (шесть) раз!


На тот момент оно составляло 658 мм (при допустимом отклонении в 108 мм). Сейчас  и того больше. За последнее десятилетие куда жильцы только не обращались: от Голубева до Путина.

Однако, ситуация не сдвинулась с мертвой точки: федеральный центр переводит стрелки на область, область на город, город на жильцов дома.

На примере ситуации с этим объектом как нельзя лучше виден казус между буквой закона и реальным положением вещей. 

 

Да, по закону, бремя сохранения памятников архитектуры лежит на хозяевах, то есть на жильцах (как в данном случае).

Однако, вполне очевидно, что жильцы не потянут весь комплекс противоаварийных работ: от многомиллионного проекта до его физического воплощения. Тем более, что лицензионные работы на памятниках архитектуры стоят в разы дороже обычных строительных работ. 

Городской администрации не следует теперь кивать на жильцов.
Ведь именно она, в свое время, выдавала разрешения на строительство многоэтажных уродцев в непосредственной близости от памятника архитектуры. 
Очевидно, что эти стройки и спровоцировали медленное разрушение охраняемого государством здания.

В итоге 
В данном случае мы имеем дело с крупным и значимым градоформирующим объектом в самом сердце исторического центра. 

Потому, сохранение этого и ему подобных зданий должно быть в приоритете как у городских, так и региональных властей, если все-таки у них есть понимание того, что архитектура исторического центра — это ценность и потенциал Ростова-на-Дону.

Жильцы готовы посильно софинансировать противоаварийные работы и  просят «отцов города» и правительство области повернуться лицом к сложившейся ситуации и помочь сохранить крутое здание.
Тем более, что в масштабах регионального бюджета — это совсем не великие деньги.