18 сентября, 2023

«Завод игристых вод», или Шипучка из подвала

В 2009 году в Ростове при сносе столетнего доходного дома владельца фабрики мраморных изделий Ивана-Сенморей Пузневского на Садовой, 16 
на торцевой стене соседнего здания проявились любопытные письмена.

Потертые литеры без труда складывались в слова: ЗАВОДЪ игристыхъ водъ.
На расчищенном месте довольно быстро выросло новое строение и надпись, которая ненадолго показалась на свет, снова была замурована.

Этот графический артефакт стал стимулом раскопать историю места и вот что всплыло.

При слове «завод» нам сейчас же представятся промышленные корпуса и дымящиеся трубы. И где они на этом пятачке Садовой улицы могли разместиться?

Между тем, завод или фабрика в то время могли спокойно существовать и на центральной улице города в каком-нибудь подвале, погребе или сарае.

Все потому, что этими терминами до революции назывались даже небольшие кустарные производства, которые могли располагаться буквально на нескольких десятках квадратных метров. Их также часто именовали «заведениями». Завод, заведение — то есть, то что заведено для функционирования и производства.

Вот и в этом случае, Завод игристых вод, как оказалось, размещался в конце XIX века на Большой Садовой улице, 18 (старая нумерация) — в подвале собственного жилого дома некоего господина Мальцева. Тем более, что оборудование для карбонизации воды было довольно нехитрым. 


Первичная версия дома появилась, по видимому, еще в середине 1880-х. Во всяком случае, есть данные, что в 1884 году некоей Неониле Понятовской Городской управой было выдано разрешение на постройку двухэтажного дома. Затем, объект переходит во владение крестьянина Емельяна Петровича Мальцева (также встречается вариант написания Мальцов), который и размещает в его подвале свое «игристое» предприятие. 

Здесь на пару с родственником (братом?) Т.П. Мальцовым они разливают всяческие фруктовые шипучие воды, «газированный мёд», а также искусственную минералку — содовую и так называемую «сельтерскую».

Сохранилась любопытная записка об осмотре в 1892 году завода наследников Мальцева, обвиняемых полицией и городовым врачом в ненадлежащем содержании производства:
«По прибытии туда, оказалось, что фабрика, действительно находится в тёмном сыром погребе, стены которой граничат со стенами ретирадного места и вообще, заметна нечистота. Кроме осмотра, несколько бутылок готовых напитков были взяты для анализа в хим. лабораторию». 

Ретирадом до революции называли не что иное, как отхожее место.

По видимому, в этот период и появилась надпись на торцевой стене.

К 1894 году завод при 7 рабочих в год выпускал до 157.000 бутылок лимонада и 78.000 бутылок доморощенной минералки.

В 1899 году их производство принадлежит уже С.Л. Рабиновичу.

В начале XX века здание переходит во владение жены прусского подданного Соломеи Гельфгот. С этого момента, по-видимому, «Завод игристых вод» прекращает своё существование.

В 1915 году следующим владельцем, Трофимом Лазаревым, дом реконструируется и надстраивается. 

Сейчас дом Мальцева — Лазарева (ныне это Садовая, 14) попал под реконструкцию. На вопрос, сохранит ли фасад здания свой прежний вид, владелец расплывчато ответил, что «облик сохранится настолько, насколько это окажется возможным».

Роман Бочарников.
Благодарность за содействие А. Овчинникову.