Настоящему архитектурному украшению Солдатской слободы в Ростове-на-Дону — ансамблю из трех зданий на Ульяновской / Баумана исполнилось уже 110 лет.
Одним из них является старообрядческая церковь, община которой в эти дни особо отмечает круглую дату.Вплоть до 30-х годов XX в. улицы носили свои исторические названия — Ульяновская называлась Канкринской, а Баумана — Воронцовской.
В 1900-х известный ростовский купец-старообрядец Николай Алексеевич Панин выкупает на участке по Канкринской, 39 несколько домиков — на их месте он планирует построить целый комплекс из трёх зданий: храм, дом для священника и служителей (причта), а также богадельню — для «бедных престарелых больных Ростовских граждан».Биография Панина — отдельная тема. Здесь лишь упомянем о том, что он владел крупным гвоздильным заводом.
Несмотря на то, что на церкви висит табличка с указанием авторства столичного архитектора Покровского — нет достоверных источников о том, что именно по его проекту она была возведена.К осени 1910 года в черновом виде здания уже были построены, а к 1912 — частично функционировали.
В 1918 году купец умирает и завещает все три здания общине, однако большевики вносят свои коррективы и они переходят в собственность государства. В 30-х в храме размещаются сначала курсы ПВО, а затем радиозавод. Остальные здания становятся жилыми.
В наилучшей сохранности по деталям дошел до нас именно храм: дожила ковка, родные оконные рамы, внутренняя столярка, радиаторы отопления, метлахская плитка.
Дом причта с элементами северного модерна выделяется в уличном пространстве прежде всего своим куполом с подлинным кровельным покрытием.«Внутрянка» дома, как и в церкви, тоже неплохо сохранилась. Сейчас на его первом этаже размещается музей донского старообрядчества.
Изначально дом был соединен с храмом подземным ходом — ныне он заложен.Богадельня конструктивно объединена с домом Причта, своим главным фасадом она выходит на Воронцовскую (ныне Баумана). Внутри сохранилась центральная лестница с коваными ограждениями и изначальная коридорная планировка.
Все три здания ранее имели единое дворовое пространство.
К сожалению, долгое время здание богадельни не являлось памятником (ОКН), что позволило жильцам и фонду капремонта хорошенько поиздеваться над его обликом.Только недавно по нашей заявке здание поставили на охрану и теперь весь комплекс — ОКН.