25 сентября, 2025

Типичная реконструкция. Стёрли фасад дома Новиковой.


Только в прошлом посте порадовались, что кто-то преображает старину со знаком плюс, как тут же обнаружилась противоположность.

В процессе реконструкции дома конца XIX века на Шаумяна, 16 нынешние хозяева полностью стёрли его фасад со всеми деталями.


До революции, судя по справочникам, дом принадлежал наследникам Натальи Григорьевны Новиковой (что за птица — неизвестно).

До нынешних работ на здании сохранялись симпатичные подлинные двери, которые, по свидетельству местных, ушли в неизвестном направлении в самом начале реконструкции.
Дом не являлся объектом культурного наследия, потому у владельцев на счет строительства полностью развязаны руки. 

Они решили оставить «коробку».
Однако, проект должен быть согласован с Департаментом Архитектуры города (ДАиГ).
Утвердили ли они все эти трансформации, нам неизвестно.

Если да, то сожалеем, что любые «хотелки» хозяев подписываются чиновниками от архитектуры. Это был пример добротной фоновой исторической застройки.
А если нет, то в очередной раз можем убедиться в бесконтрольности ремонтных процессов в центре города.
Направили запрос в ДАиГ.

22 сентября, 2025

Чистые единицы.

Эта забавная россыпь из табличек разных эпох скопилась на фасаде дома Екатерины Хлебниковой, который принадлежал этой даме в конце XIX в.

Как это часто бывает, таблички полностью или частично были замазаны краской в ходе ремонтов фасада в разные годы.

И вот недавно эти элементы кто-то снял, очистил и вернул на место.
Похвальная инициатива!

Получилась своеобразная выставка знаков уличной навигации, иллюстрирующая то, как менялась стилистика и упрощалась технология изготовления.
В центре композиции — один из видов нахичеванского номера дореволюционного периода.
Он литой, из цинкового сплава.
Слева единичка из резины. Такой вид изготавливался в СССР годах в 70-х.
Внизу — распространённый эмалированный аншлаг (так называют таблички с указанием улиц), тоже примерно 70—80-х гг. XX в. Таких видов сохранилось немало.

Простенький номер на плоском куске металла, что расположился вверху — из 90-х или 00-х. Он наглядно демонстрирует регресс культуры знаков навигации.

А ещё всегда удивляет странная логика коммунальщиков лепить одинаковые номера на одном и том же месте.
И подобные примеры — в Ростове не редкость.





19 сентября, 2025

Почему игнорируются Правила благоустройства Ростова и кто за это отвечает.

Завершается «ремонт» корпусов конструктивистского Дома-Гиганта (Ворошиловский / Красноармейская / Соколова).

О том, как замазывали и закрашивали несуразными цветами огромные площади фасадов с хорошо сохранившейся кирпичной кладкой, мы сообщали ранее.

Недавно в подъездах со стороны Ворошиловского демонтировали  характерные для конструктивизма окна с мелкой расстекловкой. 
На их место встал белый пластик. 

Как всегда, Фонд капремонта (ФКР) наплевал на повторение рисунка переплетов.
Та же участь ждёт и фасад со стороны Красноармейской.

Этот факт продолжает череду упрощений элементов фасадов зданий, имеющих историческую значимость. 


А между тем, в 2021 году городской Думой была принята новая редакция «Правил благоустройства Ростова-на-Дону», обязательных (вроде как) к исполнению, в том числе, и при ремонтах фасадов зданий.

Там указано, что все изменения фасада, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей (в том числе, дверных и оконных заполнений) должны согласовываться с департаментом архитектуры (ДАиГ), а также что (цитата):

«Замена старых оконных заполнений современными оконными и витринными конструкциями допускается в соответствии с общим архитектурным решением фасада (рисунком и толщиной переплетов, цветовым решением, воспроизведением цвета и текстуры материалов)». 

Как видим, ничего из вышеперечисленного подрядчиком не выполнено.

Неужели ДАиГ всё это согласовывает?
Или эта «упрощёнка» проходит мимо них?

Тогда кто должен осуществлять контроль за действиями подрядчиков ФКР и какие санкции за несоблюдение утвержденных Правил их ждут?

Также, мы сообщали, что ДАиГ не согласовывает ущербную для исторических зданий штукатурку с фактурой «короед». 

Однако, есть свежие примеры (соседний комплекс «Табачник»), когда отсутствие подобного согласования не является препятствием для подрядчиков.

Вопросы с просьбой разъяснить кто за что отвечает и будет ли наведен порядок в этой сфере, мы направляем на имя главы Департамента архитектуры Ростова-на-Дону.


13 сентября, 2025

Горел доходный дом Билинских.

Вчера вечером горел заброшенный дореволюционный дом на Станиславского, 264. Спустя несколько часов огонь победили.

По-видимому, перед окончательным отходом в небытие этот доходный дом ненадолго вновь привлекает к себе внимание такой яркой вспышкой.

Здание уже несколько лет как расселено и формально в него был ограничен доступ, однако, тем, кому надо, спокойно туда попадали.
Возникновение пожара, поэтому, было вопросом времени.
Сегодня удалось сделать несколько фото погорельца.
Удручающе.
Кстати, с чьей-то лёгкой руки в СМИ попала неверная датировка строительства этого доходного дома — якобы 1899.
На самом деле здание было возведено между 1912 и 1913 годами и принадлежало на момент строительства некоей госпоже Машковой, но уже через год было продано семейству Билинских, которые и владели им весь недолгий дореволюционный период.

09 сентября, 2025

Непонятные манипуляции с домом Сариева на центральной улице Нахичевани.

Что-то странное происходит с фасадами Дома Никогоса Сариева на углу Советской, 26 и 11 линии. Это объект культурного наследия (ОКН), довольно древний для Нахичевани — его возведение датируется серединой XIX века. 

Здание с охранным статусом сейчас штукатурят далеко не реставрационными технологиями, сбивая при этом, подлинные элементы декора фасада.

В частности, удалена подоконная рельефная тяга, которая существовала до нынешних манипуляций. Вернётся ли этот элемент на место — большой вопрос.

При этом, нигде не замечено обязательного паспорта объекта, где указываются данные о подрядчике, заказчике и техконтроле, а также прописывается вид выполняемых работ.


Мы задали вопрос в Комитет по охране ОКН с просьбой прояснить ситуацию — согласованы ли данные виды работ с этим надзорным ведомством.

Дом Сариева со стороны двора. Сентябрь 2025.

Нетрудно заметить, что фасаду, выходящему на 11 линию, в свое время досталось от жильцов и коммерсантов — это и пластиковая пристройка, и уменьшение оконных проёмов, и маразматическое окошко под крышей, хаотично прорубленное в стене.

При нынешних работах все эти несогласованные видоизменения фасада, как видим, остаются на местах.

05 сентября, 2025

Прусская идея. Часть 2.

Продолжение. Начало здесь.

Теперь о владельцах дома и роде их занятий.

1875 год — из прусского Ганновера в Ростов-на-Дону переселяется 27-летний Герман Паулинг. 

Что стало причиной столь судьбоносного виража, нам неизвестно.  Впоследствии эта смена места жительства станет для Паулингов роковой.  Но, обо всём по порядку.

По-видимому, идею бизнеса Герман привозит со своей родины, так как уже в 1876 году в нашем городе он открывает мастерскую по насечке напильников.

В эпоху, когда в основе многих производств был ручной труд, инструмент быстро изнашивался и потребность в повторной насечке напильников была высокой.


Ниша такого рода услуг, судя по всему, была не занята и предприятие Паулинга открылось, таким образом, в нужное время в нужном месте.

Известно, что Герман Августович был евангелическо-лютеранского вероисповедания и являлся прихожанином ростовской лютеранской кирхи на Верхне-Бульварной. 

В местном справочнике 1897 года нашлись подробности о мастерской Паулинга, которая размещалась в его имении на Садовой: работает до 280 дней в году, одна паровая машина на керосиновом топливе мощностью в 3 силы, 6 рабочих, выработка в год — 4.250 руб. 


К 1914 году Герман Паулинг, скорее всего, уже почил и мастерская перешла к его сыну Максу. 

На этот момент предприятие расширилось до 25 чел. с годовой прибылью до 30.000. И это был пик расцвета бизнеса Паулингов. 

С началом Первой мировой происходит рост ксенофобии в Российской империи, которая сопровождалась гонениями на немцев. 

Макс Паулинг, родившийся в Ростове в 1878, был зарегистрирован отцом как гражданин Германии. 

Герман Августович не озадачился сделать сыну российский паспорт. Этот статус, в конечном итоге, и погубил наследника.

Макс, как подданый враждебного государства, в 1915 был признан военнопленным и сослан в лагерь для перемещенных лиц в Солигалич Костромской губернии. 

Оттуда он пытался бороться за свои права, отправляя прошения, но безуспешно…

Дальнейшая судьба Макса Паулинга и его семьи нам неизвестна.

В 1919 году дом Паулинга принадлежал уже другим владельцам. 

Продана была и мастерская.

В 1923 национализированное предприятие, бывш. Паулингов, было сдано Донским Совнархозом в аренду артели «Металлист», которая продолжила тот же профиль деятельности.

В доме же, как это водится, образовалось коммунальное жильё.

03 сентября, 2025

Прусская идея. Часть 1.

Из истории ростовских зданий.

Речь пойдёт о симпатичном доме на Садовой, 91, принадлежавшем до революции прусскому подданому Герману Августовичу Паулингу. В свое время мы совместно с краеведом Александром Овчинниковым проводили архивные изыскания по этому объекту по заказу одноименного ресторана, открывшегося здесь в середине 2010-х (который, впрочем, сам уже ушёл в историю).

Информации много, поэтому делим повествование на две части.
Сначала — о здании.

Период возведения и назначение:
Построен дом был между 1908 и 1910 годами в имении Германа Паулинга на Садовой, где еще с конца XIX века находились более мелкие постройки и функционировала его мастерская по насечке напильников.
На втором и третьем этажах сдавались квартиры, а первый использовался под магазины и конторы. Известно, что в 1914-ом здесь размещался торговый дом К. Абаза (в других источниках
— Збиза), предлагавшего автомобили Русско-Балтийского вагонного завода «Руссо-Балт».
По соседству находился склад виноградных вин и коньяков садов графа Воронцова-Дашкова.
Добавим к этому и контору предприятия самого Паулинга.
Архитектура:
Согласно характеристике института «Спецпроектреставрация»,
здание построено в стиле модерн, в композиции главного фасада использована стилизация декоративных элементов стиля барокко.
Отметим и лепной декор внутри с буйством флоры и дарами природы.
На ч/б фото начала века видна контрастная двухцветная окраска фасада и есть предположение, что нынешнее сочетание цветов может являться историческим.


Детали:
Сохранились кованые ограждения балконов и лестничных пролётов, выполненных в едином стиле.
На своих местах и лаконичные ковры из метлахской плитки.
А вот оконные рамы на главном фасаде уже практически полностью заменены жильцами на металлопластик.
Дом — памятник истории и культуры (ОКН), поэтому подрядчику Фонда капремонта, зашедшего на объект в 2017 году, к счастью, не удалось здесь сильно разгуляться.
Досталось дворовым фасадам, которые оштукатурили и оконным рамам.
До «ремонта» в подлинных рамах, выходящих во двор, существовали стёкла с остатками узоров, нанесенных, предположительно, обжиговыми красками.
Счёт таких элементов в городе буквально шёл на единицы.
Странно, что Комитет по охране ОКН этого не заметил и не включил их в предмет охраны. Это позволило подрядчику заменить рамы на пластик даже без попытки повторения подлинного переплета.
Стёкла, конечно же, ушли в мусор.
Продолжение следует.

Архив блога