28 мая, несмотря на запрет депутатов 3аконодательного собрания Ростовской области на уборку территории памятника истории и I{ультуры федерального значения, известного в городе как «Парамоновские склады», сплоченная группа инициативных ростовчан очистила от тонн мусора этот уникальный объект.
Боролись за чистоту коJIJIектив МУП «Чистый город», сотрудники Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, объединение «МОЙФАСАД», творческая интеллигенция и праздные зеваки.
Две с половиной грузовой машины высококачественного хлама было вывезено с архитектурной площадки.
Наградой блестящей (от чистоты и порядка) операции послужила полевая кухня с отменным горячим питание и хорошее настроение от плодотворного труда.
Справка «МФ»:
В областном реестре памятников комплекс складских строений на Береговой улице значится как «зерновые амбары купцов Максимовых, Парамоновых и др.».
Известно, что при жизни известный в Ростове н/Д клан Максимовых благоустраивал оживлённую портовую улицу. Их складские, торговые, конторские здания располагались по всей её длине от Темерника до Ростово-Нахичеванской границы (номера 1, 3, 7, 9, 12, 13, 15, 19, 25, 39, 40, 85, 99). Максимовы приобрели старейшие склады Ф.Н. Михайлова у Богатяновского спуска, построили рядом два двухэтажных каменных амбара. В отчёте за 1884–1886 года городская управа назвала их наиболее значительными по ра3мерам, выдающимися по архитектуре постройками в Ростове.
Эти грандиозные двухэтажные склады – на крутом обрыве, в два яруса, один выше другого, – выходили на Береговую и Нижнебульварную. Для поддержания постоянной температуры они омывались родниковыми водами, бегущими по подземным галереям. Верхний склад имел восемь секций с отдельными шатровыми крышами над каждой, по образцу здания Петровских коллегий в Санкт-Петербурге. «Амбары Максимова» обозначены на городских планах конца XIX-го – начала XX века. Береговую улицу нередко называли Максимовской. Современный ростовский краевед писал, что Максимовы «прямо оккупировали Береговую улицу своими магазинами (амбарами), лесными, угольными складами и конторами».
В 1997 году склады были переведены в статус памятника истории и культуры федерального значения, после чего фактически и началась активная фаза их ветшания. Защищенные на бумаге силой федерального «собственничества» на деле здания оказались без какой-либо защиты. Стоящие без крыши и какого-либо ограждения памятники стали открыты всем природным и антропогенным воздействиям, постепенно превращаясь в захламлённые руины.
Вполне очевидно, что статус федерального памятника пошёл этому, поистине культовому городскому объекту только во вред, т.к. он лишил местные городские власти права на проведение каких либо консервационных работ или действий по адекватному приспособлению территории объекта под функции цивилизованной рекреационной зоны.