Неоднозначность заголовка напрямую отражает ситуацию с памятником истории и культуры, превратившегося за короткий срок в отхожее место с месивом хлама из пожитков бывших квартирантов и деталей разрушившихся интерьеров.
О плачевном состоянии дома объединение МойФасад сообщало ещё 2 года назад – аккурат после отселения жильцов-погорельцев. Возникшее в январе 2010 года возгорание на чердаке было залито пожарными кубами воды, вследствие чего в кровле образовались дыры.
Сквозь зияющие отверстия в крыше в здание попадает снег и вода. Влага делает своё дело: с потолка и стен валится лепнина, гниют лаги, добротный некогда дубовый паркет, родная оконная столярка.
Расселив людей, администрация Пролетарского района не потрудилась законсервировать ходы в дом. После чего сюда потянулись «страждущие»: от бомжей и наркоманов до бомбил-металлоломщиков и кладоискателей. Они-то и довершили и без того удручающую картину запустения. Разрушены изразцовые печи, вздёрнуты полы, вытащены провода и др.
А ведь ещё недавно этот дом был в относительно не плохом сохране. На своих местах было достаточное количество родных деталей интерьера: лепнина, функционирующие (!) печи, полы, оконная и дверная столярка. Кроме отдельных элементов, которые выудили из хлама, теперь всего этого уже нет.
О плачевном состоянии дома объединение МойФасад сообщало ещё 2 года назад – аккурат после отселения жильцов-погорельцев. Возникшее в январе 2010 года возгорание на чердаке было залито пожарными кубами воды, вследствие чего в кровле образовались дыры.
Сквозь зияющие отверстия в крыше в здание попадает снег и вода. Влага делает своё дело: с потолка и стен валится лепнина, гниют лаги, добротный некогда дубовый паркет, родная оконная столярка.
Расселив людей, администрация Пролетарского района не потрудилась законсервировать ходы в дом. После чего сюда потянулись «страждущие»: от бомжей и наркоманов до бомбил-металлоломщиков и кладоискателей. Они-то и довершили и без того удручающую картину запустения. Разрушены изразцовые печи, вздёрнуты полы, вытащены провода и др.
А ведь ещё недавно этот дом был в относительно не плохом сохране. На своих местах было достаточное количество родных деталей интерьера: лепнина, функционирующие (!) печи, полы, оконная и дверная столярка. Кроме отдельных элементов, которые выудили из хлама, теперь всего этого уже нет.
Ныне речь идет о том, чтобы сохранить, как минимум, коробку из стен.
Стены внутри, кстати, хранят на себе фрагменты аутентичной интерьерной живописи конца XIX века.
После очередной публикации в 2011 – ситуация с состоянием дома не изменилась.
По линии Ростовского отделения ВООПИиК, наше Объединение делало письменные обращения в районную администрацию и запросы в Минкульт, с просьбой найти собственника и способствовать привлечению его к ответственности за отсутствие охраны объекта, которая, по закону, закреплена за хозяином.
Минкульт прислал типовую отписку, мол, они «ищут».
Реакция администрации района была более информативной:
«Жилой дом (…), пострадавший после пожара, признан Городской Межведомственной Комиссией аварийным и подлежащем реконструкции (постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 27.10.2011 г. №773).
Согласно п.4 указанного постановления, МКУ «ДМИБ Пролетарского района» в течение 2-х лет со дня его принятия должно осуществить реконструкцию (…)»
Полагаем, что если умножить срок предполагаемой реконструкции на 3, то, возможно, что-то и сдвинется с мёртвой точки. Хотя, как сообщают соседи, проживающие во флигеле рядом, администрация их информировала, что денег на реконструкцию нет.
После второй крупной публикации статьи о доме в Вечернем Ростове (№53, 15.03.2012) ситуация с расконсервацией не изменилась.
Особняк, где родился известный архитектор Марк Григорян – действительно показательный образец нахичеванской архитектуры конца XIX. Построен он был при участии гражданского инженера Арсена Оганесовича Тер-Акопова в конце 1880-х (информация и фото из книги Халпахчьяна «Архитектура Нахичевани-на-Дону»).
На фото Н.Д. Бурдиной 1988 года видно, что он был ещё и с куполом.
Знаток ростовской истории Александр Овчинников поделился ещё одной фотографией из архивов Музея СКВО. Историческая «мизансцена» на фоне Дома Григоряна.
В сети нашлись документальные материалы о жизни и перипетии судеб обитателей этого дома.
Совершенно очевидно, что если ситуация с консервацией и незамедлительными работами по восстановлению в ближайшее время не изменится, особняк просто самоликвидируется, поэтому МойФасад будет продолжать действия по привлечению внимания общественности к судьбе этого замечательного объекта.