Помнится, в 2012 году, вместе с доведенным до самообрушения памятником архитектуры на Темерницкой, 64, под шумок снесли и примыкающее к нему здание с крепким фасадом на Московской, 69, также формально стоявшее на гос. охране.
Минкульт, в функции которого входит, как раз, охрана этих самых памятников, дал тогда согласие на снос, что само по себе являлось не просто абсурдным, но и противозаконным решением.
В этом году ситуация зеркально повторяется.
Доходный дом ошибочно приписывают некоей О.С. Павленковой — именно под таким именем владельца он фигурирует в государственном Реестре памятников истории и культуры регионального значения.
Наши архивные изыскания не выявили никакой Павленковой в списках владельцев этого здания. Дом был построен на рубеже веков (кон. XIX - нач. XX) и имел адрес в старом городе: Почтовая ул., №60. В разное время им владели Донской Земельный Банк, Невское Домовладельческое Общество, купец С.В. Попилин и, наконец, перед революцией владельцем дома значился некто И.Б. Берман.
Но, не суть важно сейчас, как он назывался, важно, что в эти минуты от него варварски и совершенно наплевав на закон, избавляются.
Не так давно этот памятник получил общероссийскую известность благодаря программе «Наступление на Наследие». Ребята из Москвы, как видно из сюжета, зашли в первые попавшиеся на пути здания — и как в воду глядели: среди них оказался и этот доходный дом. Вскоре после выхода репортажа, его авторы получили письмо из Администрации города, в котором говорилось, что данный дом «признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 15.02.2002 г. №273».
Как раз по поводу этого здания интересно высказался ранее зам. главы администрации Ленинского района («Вечерний Ростов», от 15.02.2012):
То, о чем сожалел тогда гос. чиновник, спустя 6 лет воплощает нынешняя администрация с согласия Комитета по охране объектов культурного наследия.
Сначала администрация Ленинского района, в ведение которой входит консервация расселенных объектов, просто наплевала на свои обязанности и долгое время не обращала внимание на открытый доступ в здание, что позволило различным асоциальным элементам устроить там пару хороших возгораний, после чего рухнули внутренние перекрытия, превратив внутренность дома в месиво строительного хлама.
Добил же памятник архитектуры вышеупомянутый Комитет, давший добро на снос. А ведь создан он был при Минкульте, как раз, для охраны объектов культурного наследия. Полагаем, теперь, впору переименовать этот гос. орган в «Комитет по уничтожению объектов культурного наследия».
Найден формальный предлог — аварийное состояние здания.
Однако, вместо логичных мер по дальнейшей консервации достаточно крепкой коробки здания (отсутствие серьезных трещин на главном и боковом фасаде говорит именно об этом) и закрытию его декоративным баннером (о чем на Комиссии по сохранению исторической среды нас уверяли представители администрации), было принято преступное решение о сносе.
Теперь сотни тысяч из городской казны тратятся на уничтожение объекта культурного наследия. А при грамотном подходе — могли бы быть потрачены на позитивные вещи, то есть: на консервацию и укрепление фасада. Как тут не назвать тех, кто отвечает в администрации за сохранность исторического центра простыми временщиками?
Дмитрий Зенюк, археолог, координатор объединения МойФасад:
Надвигается чемпионат, а вместе с ним полным ходом идет реконструкция улицы Станиславского — пришлось вспомнить и об этом здании. И нет бы завесить его баннером (что предлагали мы еще месяц назад), но лучшего повода стереть его с лица земли потом явно не найдётся, поэтому нужно «ломать дом, не отходя от кассы». А в кассу на реконструкцию улицы, думается, заложено не мало.
Давно складывается впечатление, что в нашем городе работает «диверсионная группа», в задачу которой входит целенаправленное причинение вреда историческим памятникам: те фасады, которые необходимо почистить — штукатурят; то, что является исторической достопримечательностью и украшением города — прячут от туристов под баннерами; то, что можно укрепить и завесить баннерами — сносят.
Кто дал команду на этот противозаконный деструктив и на каком основании?
Были ли совершены все обмеры и фото-фиксация элементов фасада?
Почему раздолбай-шабашники работают без «паспорта объекта»?
Лепной декор потолка парадного входа до обрушения
Все эти вопросы мы направляем в администрацию города и в новоявленный Комитет по уничтожению памятников.
Фрагмент лепного декора, изъятый из под колес строительной техники варваров